Длительность кадров и сцен
Чтобы зритель не скучал от чересчур затянутых кадров, но в то же время все понимал без дополнительных объяснений, эпизоды надо делать по 3-6 минут. При выборе длительности ориентируются на скорость восприятия среднего зрителя, а не на вкус и темперамент автора. Продолжительность кадров и сцен надо определять по их содержанию и насыщенности, по положению в эпизоде. Чем интенсивнее и энергичнее действие в сцене, тем больше ее можно продлить. Вялотекущие процессы на экране не вызовут скуку, если их показывать кратко. Только тонкие знатоки искусства могли по достоинству оценить демонстрацию лужи на экране в течение полминуты в середине одного известного фантастического фильма. Это не тот случай, когда домашний мастер должен подражать маститому таланту. Стремление придать сцене определенное настроение всегда должно сочетаться с чувством меры, не стоит забывать, что делается все же домашний видеофильм. Вся сцена полностью не должна длиться более 100 секунд, иначе нормальный (без предвзятого отношения) зритель утратит интерес до конца фильма. Здесь может помочь параллельный монтаж.
Чтобы показать какое-либо продолжительное действие и при этом избежать длинных кадров, показывают его начало, некоторый момент процесса выполнения без акцента на фазе, например крупным планом или в необычном ракурсе, и в завершение демонстрируют окончание действия. Зритель узнает, каким образом герой добирается на работу, если показать сверху общим планом садящегося в автомобиль человека. Далее его надо снять с пассажирского сиденья движущейся машины, затем включить средний план выходящего из авто героя, показать его сзади, входящим в здание. В самом конце крупным планом показывают вывеску на здании с названием фирмы.
Для понимания смысла слов продолжительность сцен с диалогами увеличивают. Здесь требуется обеспечить непрерывность звукового ряда, а видеоплапы и ракурсы лучше чередовать (можно показать окружение и реакцию слушателей). Под быструю музыку картинки могут меняться довольно часто, так как скорость восприятия напрямую зависит от степени бодрости зрителя, что особенно проявляется во время просмотров музыкальных клипов.
Кадр может длиться тем дольше, чем больше интересных деталей представлено в нем, затягивать показ едва различимых объектов не имеет смысла. Картинка должна оставаться на экране лишь столько времени, сколько потребуется для правильного ее восприятия. Если зритель уже ориентируется в обстановке, то скорость показа можно значительно увеличить: компонент монтажного кадра может длиться намного меньше, чем изолированный кадр с тем же масштабом изображения, так как предыдущие компоненты уже подготовили зрителя к последующему восприятию. Надо уменьшать продолжительность кадров по мере увеличения масштаба изображения, так как при этом уменьшается их информативность. Общий план не стоит показывать дольше 25 секунд, средний — 15, крупный — 8 секунд. Но 15 секунд — это слишком много, а меньше чем за 2-3 секунды разобраться в обстановке невозможно, даже просматривая составляющую монтажного кадра. В любом случае, когда возникают сомнения при выборе длительности кадра, надо вспомнить детскую любовь к мультфильмам, вызванную, кроме всего прочего, лаконичностью и насыщенностью действия в них.