Создание домашнего видеофильма

         

Развитие сюжета


Освещать события надо по хорошо продуманной схеме, чтобы начало гармонировало с финалом, тогда фильм будет восприниматься как нечто целое и завершенное, не вызывая недоумения зрителя по поводу самой его идеи. Эпизоды должны выстраиваться в причинно-следственную цепь или в связь по аналогии и подобию (создается все же не научный трактат).

Логика представления событий определяет саму идею фильма и часто показывает мировоззрение автора. Изменяя последовательность действий, можно заставить зрителя понимать происходящее на экране в нужном ключе, так как в качестве причины явления зачастую воспринимается то, что было показано в предыдущих кадрах. Например, удаляющийся прыжками огромный пес будет выглядеть преданным другом, спешащим на помощь, если до этого был показан плачущий ребенок; но этот же пес покажется трусишкой, если в предыдущем кадре мы видели прыгающего с дерева котенка.

На оценку событий влияет и психологическая предустановка, даже наше настроение, которое порой меняется под воздействием совершенно посторонних факторов. Чистоту первого свидания влюбленных телезритель будет воспринимать, мягко говоря, предвзято, если телекомпания прервет эту сцену рекламой подгузников. С другой стороны, можно добиться особой выразительности повествования, если при монтаже учитывать психологию восприятия, целенаправленно навязывать ассоциации с событиями, хотя бы отдаленно напоминающими главное действие. Функциональные элементы видеофильма должны следовать в своей очередности. Завязка готовит почву для правильного восприятия дальнейшего действия. Заинтригуйте зрителя предстоящими событиями, намекните на нечто таинственное, пообещайте интересное продолжение, но не беспочвенно и в меру, чтобы потом не было разочарований из-за напрасных ожиданий. Каждая параллельная линия сюжета требует для себя отдельного введения в обстановку. Здесь излишняя краткость может исказить представление зрителя о происходящем, так как пока еще не понятен ни исторический фон, ни сама тема фильма. Чтобы подготовить зрителя к восприятию событий фильма без затягивания вспомогательных кадров, иногда полезно воспользоваться комментарием. Лучше, когда он звучит из уст героя, но это может быть и голос за кадром, и титры (субтитры).


В экспозиции по мере развития действия темп повествования надо неуклонно повышать, так как нужда в дополнительных объяснениях постепенно исчезает. Не допускайте, чтобы зритель легко предугадывал действия героев, иначе ему станет скучно, при постоянной ясности изложения все должно стать понятно лишь в самом конце. Сюжет надо развивать плавно, без рывков и задержек, без преждевременного ускорения и последующего замедления. Напряженность событий повышайте поступательно, каждый последующий ее пик должен увеличивать накал страстей, а очередной спад не опускаться ниже предыдущего по насыщенности — только такая волнообразность разворачивания событий и допустима.

Кульминационная точка должна быть только одна, в ней сходятся все параллели сюжета. Здесь в краткой форме надо выразить главную мысль фильма. Это не исключает наличия локальных, своих для некоторых сюжетных линий, максимумов напряженности, но они лишь готовят почву, накапливают энергию для апофеоза всего фильма. Только девятый вал из накатывающихся волн бывает самым мощным.

Развязку надо согласовывать с идеей и главной темой фильма. Она должна естественным образом вытекать из кульминационного момента. Правда, интересным может оказаться и парадоксальный (непредсказуемый) вывод из всего повествования, здесь потребуется более затянутая концовка фильма, с дополнительными объяснениями. Впрочем, без замедления темпа событий, без сброса напряженности конец фильма намекает на продолжение, а обманывать ожидания зрителя нельзя.

Фильм — это все-таки зрелище, поэтому сюжет следует развивать динамично, мы ведь делаем не коммерческий сериал, в котором надо разместить побольше рекламы и за который заплатят по объему. Чтобы фильм не получился нудным, надо без сожалений убирать все лишнее и сохранять только раскрывающие тему эпизоды. Из нескольких отснятых сцен, описывающих однотипные действия, достаточно оставить две-три самые яркие и характерные для представляемого явления. Их не стоит размещать рядом, повторения допустимы только при нарастании напряженности.



Внимание зрителя не угаснет, если все повествование будет ясным. Расставляя акценты на ключевых моментах описываемого явления, не замыкайтесь на главном действии, для уточнения обстановки надо показывать и сопутствующие события. Чтобы зритель не скучал, не надо ограничиваться только последовательным разворачиванием действия. Использование полного набора методов монтажа (параллельного, строящегося и т. д.) исключит длинные сцены, оживит фильм и придаст ему настроение. Длительность эпизодов, сцен и кадров должна быть сбалансированной, соответствовать их значимости, случайные участники событий не должны затмевать главного героя. В свое время массовый зритель часто покидал кинозал во время демонстрации картин одного знаменитого режиссера элитарного кино, так как не мог понять, о ком и о чем все-таки фильм и что происходит на экране.

Свежесть восприятия особенно нужна зрителю для напряженных моментов фильма, чтобы не понадобилось уточнять у соседа, где наши и где чужие или что произошло, так как пики напряженности длятся относительно недолго. Давайте зрителям отдых, делая отступления, например «рекламные паузы» по теме фильма, вставляя музыкальные клипы со своими героями (веселое воспринимается легче). С помощью монтажа можно переместить персонажей в сцены из популярных кинофильмов или в известные телепередачи со знаменитостями. Можно смонтировать эксцентричную комедию, но герои домашнего видеофильма не должны обижаться, увидев себя в юмористическом свете.

Полезно заинтриговать зрителя предстоящими событиями, намекнуть на нечто таинственное, пообещать интересное продолжение. Для этого можно использовать, например, музыкальные фрагменты или звуковые эффекты, они будут вызывать любопытство. Но постарайтесь оправдать надежды зрителя, чтобы потом не было разочарований из-за напрасных ожиданий. Привлекайте внимание зрителя титрами (субтитрами) с комментариями о том, что осталось за кадром, чтобы не было соблазна думать о постороннем.

Каждый наезд и отъезд камеры или изменение фокусного расстояния объектива, особенно с поворотом, а также быстрое панорамирование должны быть оправданы, так как их частое применение может вызвать головокружение. Чтобы зритель чувствовал себя комфортно, нельзя злоупотреблять этими приемами. Помните, что монтажный кадр меньше надоедает, чем кадр с трансфокацией, а слишком частая смена кадров, мерцание экрана, излишняя пестрота или расфокусировка изображения (более всего — движущегося) быстро утомляют зрение. На протяжении всего фильма у зрителя не должно возникать желания подстроить громкость или параметры изображения на экране телевизора.



За 30 минут в фильме можно показать в сумме до 15 эпизодов из 400 кадров и сцен. Кадр не стоит делать короче двух секунд, а сцену — длиннее двух минут.

Методы компоновки

Фильм проще всего скомпоновать путем последовательного размещения эпизодов, сцен и кадров в хронологическом порядке. Но применяя только такой способ на протяжении всей картины, трудно добиться понимания зрителя, ведь события реальной жизни редко развиваются по прямой; мир огромен, и все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Описать некоторое явление без отступлений и введения дополнительных сюжетных линий становится невозможно. Даже теорему иногда бывает легче доказать от противного.

Увлекательный рассказ изобилует отступлениями от генеральной линии фразами типа «а в это время...», «на самом деле...» и т. п. Палочкой-выручалочкой для осуществления такой постановки становится параллельный монтаж, который к тому же повышает динамичность повествования, существенно сокращает общую длительность фильма без ущерба для полноты изложения. Сопоставление и, тем более, противопоставление параллельных сюжетных лиши! (в том числе исторических) помогает выделить особенности или подчеркнуть общность некоторых событий, указать на их причинно-следственную связь. Разнообразие и контрасты сохраняют свежесть восприятия.

Эмоциональный доверительный рассказ, в отличие от строгого повествования, легче воспринимается и вызывает сочувствие зрителя. Использование методов сравнительного монтажа придаст фильму настроение и особую выразительность. Но, с другой стороны, для представления аллегорий и метафор требуется дополнительное время. В кульминационные моменты нельзя сбавлять темп повествования, отвлекаясь на дополнительные ремарки, здесь больше подойдет простой последовательный монтаж, да и большинство сюжетных линий к этому моменту сходятся.

Таким образом, генеральная ось развития действия фильма и каждая сюжетная линия внутри себя компонуются последовательно. Эти линии путем чередования различных фрагментов выстраиваются параллельно для их сравнения между собой или противопоставления, для показа взаимной обусловленности событий. Вплетение в канву повествования умеренных доз метафор и элементов, вызывающих определенные ассоциации, придает фильму эмоциональную напряженность и направленность. Поэтому только умелое сочетание всех методов монтажа позволит построить интересные сцены, увлекательные эпизоды, наконец, насыщенный и содержательный фильм, который будет смотреться на одном дыхании.



Последовательный монтаж

При использовании последовательного монтажа эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке. Такой монтаж является простым и интуитивно понятным зрителю, поэтому-то и находит самое широкое применение. Смена места событий может быть обозначена простым стыком разноплановых сцен с резким изменением характера звукового сопровождения. Новый колорит последующего кадра также вызывает ощущение пространственно-временного скачка. Для однозначного указания зрителю того, что место действия в кадре уже изменилось, используют титры, как в немом кино, или специальные компьютерные эффекты.

Фрагменты с однотипными событиями лучше разделить сценой из параллельной сюжетной линии, в крайнем случае, надо позаботиться, чтобы напряженность этих событий поступательно нарастала, иначе фильм покажется искусственно затянутым.

Если в смежных кадрах представлены события, разделенные временем, особенно снятые в одном и том же месте или при подобном окружении, то стык надо выделять специальными средствами. Длительные промежутки времени обозначают уходом в затемнение в конце предыдущей сцены и выходом из него в начале следующего кадра. Можно использовать специальные переходные эффекты, например перелистывание кадров или трехмерные перевороты, «старение» картинки (изображение постепенно выцветает, и на нем появляются технические дефекты) и т. д. Промежуток времени иногда указывают и явным способом с помощью титров («прошло три месяца», «полгода спустя») или специфичного разделителя (кадра с часами, календарем, картинами природы с изменением сезона и т. п.). Можно, наконец, включить на видеокамере отображение даты и времени, но этот способ имеет существенный недостаток: привязывает кадр к конкретному месту фильма, его части нельзя переставлять местами, если понадобится согласование при монтаже, да и зритель может не обратить на это внимание.

Продолжительный и упорный труд показывают многократными наплывами на одного и того же героя, занимающегося одним и тем же делом, возможно, с изменением ракурса или угла зрения. Полезность стараний подчеркивают, отображая постепенное формирование продукта деятельности. Длительность процесса зритель сможет определить по изменению обстановки в кадре (например, за окном переменилась погода или наступило иное время года).



Наплывом на следующий кадр, в котором изменился масштаб изображения или освещенность сцены, показывают скачок времени в небольших пределах без изменения места событий. Дополнительно можно показать, что в ожидании встречи герой к вечеру оброс щетиной, а цветы в его руках завяли.

ПРИМЕЧАНИЕ. Наплыв — это плавное проявление последующей картинки на фоне постепенного исчезновения предыдущей в течение 1-3 секунд.

Параллельный монтаж

Чередуя фрагменты сцен с одновременно происходящими в разных местах событиями, можно подчеркнуть их взаимосвязь, сопоставить или противопоставить героев и явления, сделать анализ событий, то есть отделить причину от следствия, предысторию от результата. Параллельный монтаж используют также для разрешения затруднений при стыковке кадров. С помощью этого метода значительно сокращается общая длительность сцен и эпизодов, а фильм в целом становится динамичнее, так как появляется возможность исключить рутинные и малоинтересные действия героев, не вызывая скачков в развитии действия.

В одну цепочку можно объединять две или три сюжетные линии, так как отслеживать большее количество параллельных событий весьма затруднительно. Разрывать сцену лучше в самом драматичном месте, тогда зритель будет ожидать продолжения с интересом и вниманием. А чтобы не тратить дополнительное время на повторное введение в курс событий, существенное изменение обстановки в сюжетной линии должно происходить на экране, но не за его пределами, окружение продолженной сцены должно легко угадываться зрителем. Можно возвращаться в момент разрыва, но лучше избегать даже кратковременного повтора (перекрытия) одного и того же действия.

Многократное прерывание сцены быстро надоедает, вспомним телесериалы! В каждом отдельном фрагменте обязательно должно произойти что-то интересное или существенное, иначе разрыв в представлении некоторого события будет выглядеть надуманным и лишним. Чтобы подчеркнуть взаимосвязь событий, бывает достаточно переключиться на параллельную линию всего один раз. Для обозначения равнозначности действий фрагменты чередующихся сцен делают примерно равными по длительности и по крупности планов.



«Одновременные» события вне помещения происходят (должны представляться на экране) в одинаковое время суток и время года, при той же погоде и т. п. Впечатление от съемок внутри здания может испортить пейзаж за окном, противоречащий остальным обстоятельствам и обстановке. Одновременность дополнительно можно подчеркнуть наплывом на параллельную сцену, уместным окажется и перекрытие звуковых дорожек. Когда параллельные события развиваются и перекликаются на протяжении длительного времени, то не надо забывать, что за весной приходит лето, потом осень, зима и т. д., как и после утра наступает день, вечер и ночь. К сожалению, элементарные ошибки порой обнаруживаются только на этапе просмотра.

Стык между кадрами должен однозначно указать на изменение места действия. Резкая смена масштаба изображения, освещенности или колорита сцены вызывает ощущение пространственного скачка. На чередование мест зрителю явно укажут симметричные компьютерные переходы туда и обратно в виде вытеснения кадра кадром или трехмерных эффектов; правда, они привносят элемент искусственности, что не всегда уместно. Поэтому предпочтение лучше отдавать тем кадрам, на стыке которых окружение просматривается и различается с наибольшей отчетливостью, чтобы простое их соединение не вызывало никаких сомнений в смене места действия.

Монтируя две перекликающиеся исторические линии, прошлое надо выделять особо. В зависимости от степени развития техники «тех дней» и количества «прошедших лет» (кавычки относятся только к псевдопрошлому), можно выбрать черно-белое изображение, имитацию дефектов кинопленки. Подойдет также смещение цветовой палитры в теплые тона (сепия), понижение насыщенности и контрастности изображения (пленка ведь выцветает) и другие видеофильтры.

Строящийся монтаж

Специально подобранным чередованием кадров можно натолкнуть зрителя на мысль о причинно-следственных отношениях между событиями, возможно, независимыми на самом деле. Последовательность показанных действий влияет на вывод зрителя о действиях героев и обо всем происходящем по схеме: «после того — значит по причине того». Рассмотрим в качестве примера перестановки нескольких кадров.



1. Семья веселится: муж и жена подшучивают друг над другом, дети визжат от восторга.

2. Довольное лицо мужа крупным планом.

3. Муж моет посуду. Вдруг антикварная чашка выскальзывает у него из рук и разбивается вдребезги.

4. На лице жены (крупным планом) явно прочитывается огорчение.

Изменяя порядок включения перечисленных кадров, можно изменить и смысл происходящего.

Посмотрев последовательность 1-2-3-4, можно сделать вывод, что даже простое дело требует к себе серьезного отношения.

Последовательность 1 -3-4-2 намекает на то, что жена впредь не доверит мытье посуды даже взрослым помощникам.

Последовательность 2-4-3-1 говорит о том, что посуда бьется к счастью.

При компоновке надо соблюдать определенные правила согласования кадров, идеальной можно считать стыковку, дающую монтажный кадр. Об этом речь пойдет особо, здесь отметим лишь специфические особенности.

Задний план в соседних кадрах «одной» сцены не должен изменяться — ведь одно действие происходит в одном и том же месте. Колорит, освещенность и, тем более, природа и окружение должны оставаться неизменными. Ощущение того, что все происходит в одном месте, будет тем больше, чем незаметнее станет применение специальных компьютерных эффектов (например, многослойного монтажа, видеофильтров, корректирующих яркость и цветность, и т. п.), но лучше, конечно, вовсе обходиться без них.

Обратите особое внимание на совместимость стыкуемых кадров по направлению движения (если баскетбольный мяч бросают слева направо, то в следующем кадре он должен залетать в корзину в том же направлении). Если в конце эпизода герои должны встретиться в одном месте, то перед этим их надо направлять с разных краев экрана к середине. Эффектно смотрится вхождение персонажа в кадр, где уже присутствует его партнер. Движением героев от середины в разные стороны экрана можно подчеркнуть их расхождение во взглядах.

Необходимо согласовывать кадры по ориентации и направлению действия (если разъяренный лев прыгает с правого края экрана в глубь сцены, то в следующем кадре ваша жена должна находиться в центре сцены и смотреть с улыбкой в ту сторону, где только что был царь зверей). Противники или собеседники в чередующихся кадрах должны смотреть в середину с разных краев экрана.

Сравнительный монтаж

Сравнительный монтаж применяют для придания сценам эмоциональной окрашенности, а всему фильму — определенного настроения. С его помощью можно подчеркнуть авторскую точку зрения на представленные события. Кратко отметим лишь два метода из довольно широкого арсенала выразительных средств — ассоциативный и интеллектуальный монтаж.


Содержание раздела