Создание домашнего видеофильма

         

Способы монтажа


Различают линейный и нелинейный монтаж. Линейный монтаж, то есть запись кадра за кадром в нужной последовательности отснятого или архивного материала, не подвергает исходную видеоинформацию дополнительной обработке, потери качества определяются лишь потерями копирования, а цифровые камеры в сочетании с цифровыми видеомагнитофонами вообще не дают потерь даже после многократной перезаписи. Поэтому линейным монтажом не стоит пренебрегать даже при наличии самой совершенной аппаратуры.

Нелинейный монтаж предполагает оцифровку, сжатие (компрессию) и ввод исходных видеоданных в компьютер, их компоновку и редактирование, затем создание и выдачу на архивный носитель (видеодиск или видеокассету) выходного файла. На этапе редактирования создается небольшой по размеру файл, содержащий информацию о моментах включения отрезков аудио- и видеоданных, примененных видеоэффектах и т. д. Формирование выходного файла может стать довольно длительным процессом, в зависимости от степени обработки кадров (примененных эффектов) и быстродействия компьютера. Линейный (без дополнительного преобразования) монтаж на компьютере как промежуточном носителе изначально дискретной информации с цифровых видеокамер удобнее рассматривать как нелинейный.

СОВЕТ. Ключевые фрагменты видеокассет с кратким описанием можно сохранить на жестком диске в компактном виде, постепенно создавая очень удобную картотеку домашнего видеоархива.

Каждая последующая аналоговая перезапись уменьшает разрешение процентов на десять. Если камера давала 400 линий по горизонтали, то уже на второй копии (монтаж за два прохода, то есть с двумя перезаписями) останется не более 330, а на третьей (тиражирование мастер-кассеты) изначальное качество S-Video понизится до уровня VHS. Поэтому всегда надо стремиться к монтажу с минимальным количеством перезаписей, а видеокамеру выбирать с запасом по разрешению. Аналогично обстоит дело и с нелинейным монтажом — следует избегать повторной компрессии-декомпрессии видеоданных.

При наличии единственного источника видеосигнала (видеокамеры) и единственного записывающего устройства (видеомагнитофона) сделать фильм за один проход очень сложно, даже используя вспомогательную аппаратуру для отдельного монтажа аудиоряда (трудности, в первую очередь, вызывает получение непрерывного звукового сопровождения). Применение видеомагнитофона с функцией наложения звука решает проблему лишь частично, так как при этом не достигается качества Hi-Fi (запись ведется на продольные дорожки (S)-VHS магнитофона).


Линейный монтаж по фрагментам с непрерывным звуковым сопровождением можно осуществить только при наличии хотя бы двух переключаемых в нужное время источников изображения (рис. 11). В простейшем случае выход видеокамеры (ВК) подключается на вход видеомагнитофона воспроизведения (ВМ воспр.) архивных материалов, который переводится в режим приема аудио- и видеосигналов — «AV». Видеовыход последнего подключается на видеовход записывающего видеомагнитофона (ВМ запись) непосредственно, а аудиовыход — через микшер, ко второму входу которого подключается источник предварительно сформированной фонограммы.



Рис. 11. Соединение аппаратуры для линейного монтажа

Перед работой для каждого используемого аппарата надо измерить задержки включения режима воспроизведения и записи. (Это легко осуществить, например, с помощью видеоролика, показывающего секундомер с квантом времени в 1/25 секунды, созданного на компьютере.) Пока первый видеомагнитофон не выдаст собственный сигнал воспроизведения, он транслирует данные с видеокамеры и таким образом играет роль коммутатора, управляемого кнопками «воспроизведение» и «стоп» (с заранее известными задержками).

ВНИМАНИЕ. Команда «пауза» не переключает магнитофон на трансляцию входных сигналов.

Любительская аппаратура, к сожалению, не позволяет проводить общую синхронизацию видеополей, поэтому в момент переключения источников сигналов может произойти выпадение (потеря) видеокадров. Моменты переключения с одного источника исходной видеоинформации на другой не должны требовать точной привязки по времени. Эти переходы лучше выбирать на спокойных (нединамичных) участках сцены в паузах речи героев, когда задержка или опережение даже на целую секунду не будет заметной. На моменты переключений интенсивность звука от первоисточников лучше плавно уменьшать.

Для более комфортной работы в состав оборудования желательно включить коммутатор входных видеосигналов, оперативно переключающих источники (видеокамеру, видеомагнитофон с архивными материалами, компьютер с результатами нелинейного монтажа), и коммутатор аудиосигналов, например звуковую карту того же компьютера. Можно использовать селектор входов, если таковой имеется, записывающего видеомагнитофона. Существуют устройства управления видеоаппаратурой с компьютера, автоматизирующие процесс линейного монтажа.



Наилучшие результаты приносит сочетание линейного и нелинейного монтажа. Предварительно смонтировав весь эпизод на компьютере, надо решить, какой из его фрагментов будет записываться на мастер-кассету с аналогового первоисточника, а какой — с компьютера.

Дальние планы и кадры с многочисленными деталями (где требуется максимальное разрешение), а также длительные фрагменты лучше брать непосредственно с видеокамеры.

Архивные кадры, подвергшиеся ранее перезаписи, также не стоит оцифровывать и ухудшать их качество еще раз.

Короткие кадры, крупные планы, фрагменты, не требующие повышенной четкости изображения, и, конечно, фрагменты с цифровыми эффектами переписывают с компьютера.

В первом разделе книги были поставлены различные по степени детализации вопросы типа «что делать», не обошлось и без повторов. Имеет смысл использовать приведенный выше материал на различных этапах работы над домашним видеофильмом. Далее будут рассмотрены вопросы «как делать». Но всегда надо помнить, что только неравнодушный к происходящим на экране событиям человек способен поставить увлекательный фильм; автор ни на миг не должен забывать о зрителе, для которого, собственно, видеофильм и создается.

 
 

Содержание раздела