Выбор масштаба изображения
Сцена состоит из переднего, среднего и дальнего планов, а в зависимости от масштаба изображения главного объекта кадра, определяемого расстоянием до него, планы делятся на детальный, крупный, половинный, средний, общий и дальний.
Художники особо выделяют пропорцию, в которой меньшая часть предмета так относится к большей его части, как большая часть относится к целому. Это выполняется при значении 1:1,62, и такую пропорцию называют «золотым сечением». Соотношение сторон телевизионного кадра (3:4 и 9:16) в первом приближении согласуется с названной величиной. Картинка выглядит гармонично, если изображение главного объекта занимает большую часть кадра и при этом оно в 1,62 раза больше свободного (остального) пространства экрана. Объект тогда согласно свойствам «золотого сечения» будет в 1,62 раза меньше высоты (ширины) всего кадра (рис. 1, а). Такая же гармония наблюдается, когда объект занимает меньшую часть экрана и при этом в 1,62 раза меньше свободного пространства, тогда он соответственно будет в 1,62 х 1,62=2,62 раза меньше размеров всего кадра (рис. 1, б). При указанных пропорциях увеличение масштаба объекта в 1,62 раза воспринимается как увеличение на одну ступень: размер меньшей части становится таким же, как выглядела большая часть в предыдущем кадре. Изменению на две ступени соответствует скачок масштаба в 2,62 раза (малое выросло до целого).
В общепринятой схеме деления планов по крупности масштаб изображения объекта увеличивается (уменьшается) приблизительно в 1,6-1,8 раза в соседних планах и в 2,5-3 раза — через план (рис.1). Эти числа хорошо согласуются с величинами 1,62 и 2,62, соответствующими «золотому сечению», а также с пропорциями тела взрослого человека, и от детального до общего плана масштаб уменьшается в 10-15 раз.
ВНИМАНИЕ. Используя рекомендации из литературы по кинематографии, надо всегда помнить о различиях телеэкрана и широкоформатного киноэкрана. Во-первых, разрешение телеэкрана ограничено 500 линиями по горизонтали, а разрешение системы видеозаписи VHS — всего 240 линий, в то время как кинопленка позволяет увидеть значительно больше деталей. Поэтому минимальный масштаб изображения объекта при видеосъемке надо ограничить 1/4 высоты (ширины) телеэкрана. Во-вторых, различаются соотношения сторон этих кадров, они равны 1,33 и 2,21 соответственно, поэтому существуют различия в композиции телевизионного и кинокадров.
От размера изображения объекта на экране, то есть от выбора плана съемки, существенно зависит общее впечатление зрителя. Если не показывать героя крупным планом, то он так и останется чужим для зрителя. Но, с другой стороны, если начать сцену с детального плана, то для правильной ориентации в обстановке понадобится увеличить продолжительность этой малоинформативной картинки и тем самым затянуть сцену.
На рисунке 1 размер каждой вложенной рамки последовательно уменьшен в 1,62 раза, начиная с внешней границы картинки, это соответствует увеличению масштаба изображения на одну ступень.
Рис. 1. Увеличение масштаба изображения: общий (а), средний (б), половинный (в), крупный (г) и детальный (д) планы
Рис. 2. Дальний план
Рис. 3. Одиночный человек на дальнем плане. Репродукция с фотографии. На телеэкране человека можно и не заметить в силу малой разрешающей способности
Ниже приведены краткие характеристики планов, определяющих масштаб изображения главного объекта, которые помогут избежать крайностей. Все соотношения указаны для случая съемки взрослого человека среднего роста, так как они связаны с пропорциями тела. Пропорции тела маленьких детей имеют особенности: детские ручки и ножки уменьшены относительно туловища, а голова составляет весьма значительную часть всего роста. Кроме того, при съемке маленьких детей надо помнить, что все окружающие предметы получаются относительно крупными, так как угол захвата объектива приходится уменьшать.