Справочник по настройке BIOS

         

Trigger Method


- опция, позволяющая оптимизировать установку IRQ для PCI-слотов и могущая принимать значения "Auto" или "Forced". Для PCI- карты необходимо установить значение "Auto". Эта установка проверяет, нуждается ли PCI-карта в IRQ. Если карта не нуждается в IRQ, то система оставляет его для других ресурсов. Установка "Forced" используется в том случае, если BIOS автоматически не определяет, нуждается ли PCI-карта в прерываниях. Если установлено значение "Forced", то выделенный IRQ может использовать только данная PCI-карта.

Примечание! Если используемый в системе SCSI-контроллер с NCR-чипом не работает, то для этого контроллера необходимо установить прерывание IRQ15 и опцию "Level Trigger".



Turn-Around Insertion


- (вставка между циклами). Если этот параметр разрешен ("Enabled"), то между двумя последовательными (back-to-back) циклами обращения к памяти чипсет вставляет один дополнительный такт на MD-линиях (Memory Data). Это происходит после установки сигнала MWE# ("Memory Write Enable") и перед включением буферирования на линиях данных. Если параметр запрещен ("Disabled"), чипсет контролирует DRAM-циклы обычным методом, т.е. аналогично как в чипсетах 82430FX, первых наборах с поддержкой EDO-памяти. Вставка дополнительного такта конечно уменьшает быстродействие, но увеличивает достоверность при операциях чтения/записи.

Опция "SDRAM Write-to-Read Turnaround" явным образом предлагает установить продолжительность такой вставки (в системных тактах): 1T, 2T. Опция "Read/Write Turn-Around" практически носит то же название, но предлагает привычные "Disabled" и "Enabled".

Аналогичная опция появилась несколько ранее и для той же EDO-памяти. Она называлась "EDO MD Timing", а значения параметра уже тогда были "1T" и "2T".

Несколько слов о Back-to-Back . За включение режима "Back-to-Back" ("спина к спине") отвечают, как правило, конфигурационные регистры PCI Command и Host-контроллера. Режим "Back-to-Back" позволяет быстро выполнять последовательности циклов на PCI-шине с минимальной межцикловой паузой. Интерфейс используется для работы процессора в качестве управляющего шиной устройства. При включенном режиме последовательные шинные операции чтения/записи будут специальным образом преобразовываться (иногда говорят - "интерпретироваться") как во время высокопроизводительного пакетного режима процессора. Проще говоря, шина PCI будет "интерпретировать" циклы чтения процессора в скоростные PCI-циклы пакетной (burst) памяти. Поскольку в качестве задатчика шины ("master"-устройства) могут работать и другие системные устройства, то применение интерфейса "back-to-back" носит более широкий характер.

VGA 128k Range Attribute

во включенном состоянии

("Enabled") к адресам

VGA-памяти (A0000H-BFFFFH) чипсетом могут быть применены свойства, подобные функциям

"CPU-TO-PCI Byte Merge" или

"CPU-TO-PCI Prefetch", т.е. стандартным режимам буферизации записи от

CPU в PCI-интерфейс. Это повышает быстродействие системы, в противном случае используется стандартный VGA-интерфейс.

Этот же смысл характерен для множества функций с непохожими наименованиями: "VGA Performance Mode", "Turbo VGA (0 WS at A/B)", "VGA Frame Buffer", хотя в некоторых случаях "оперативный" диапазон сужается до первых 64 кБ (A0000-B0000).

Опция "



TV/VGA Selection




- опция установки качественных характеристик выходного видеосигнала. Используется только при наличии интегрированных видеокомпонентов и, естественно, при наличии дополнительных (add-on) разъемов на материнской плате. Опция может иметь несколько параметров:

"Auto Detection" - при этом автоматически определяется, какое внешнее видеоустройство подключено к видеокарте, и активизируется соответствующий выходной канал. Если подключен телевизионный приемник, то система переключается в RGB-режим, если подключен монитор, то - в VGA-mode. Если же подключены оба устройства, то активизируется VGA-порт, и система работает в VGA-режиме,

"Comp+VGA" - при подключении телевизионного приемника (к антенному разъему) выходной узел видеокарты вырабатывает т.н. FBAS-сигнал, в то время как монитор принимает VGA-сигнал с частотой в 50 Гц,

"TV-RGB" - телевизионный приемник работает с RGB-сигналом (лучшее качество),

"TV-YC + VGA" - при подключении телевизионного приемника выходной узел видеокарты вырабатывает S-VHS-сигнал, в то время как монитор принимает VGA-сигнал с частотой в 50 Гц.

S-Video

(компонентное видео и, конечно, разъем видеокарты) - более высококачественное видео с расщепленным видеосигналом (информация о яркости и цвете передается раздельно). Композитный сигнал передается через стандартный антенный разъем.

13. USB

USB (Universal Serial Bus) - совместная концептуальная программа

"Intel" и

"Microsoft". Это последовательный интерфейс с поддержкой одновременного подключения множества внешних устройств (USB позволяет последовательно подключить до 127 устройств, причем 4-проводным кабелем). Все периферийные устройства по цепочке включаются друг в друга, первое устройство подключается к концентратору, размещенному на материнской плате. Расстояние между устройствами не должно превышать 5 метров.

Максимальная пропускная производительность шины USB составляет 12 Мб/с, но фактическая скорость передачи данных может составить около 8 Мб/с (стоит напомнить, что последовательные порты ограничены 115 Кб/с). Такой полосы пропускания достаточно для работы практически всех устройств: мыши, сканеров, принтеров, клавиатуры, модемов, ISDN-карт и даже сжатого видео MPEG-2. Для внешних устройств со значительно большими, чем у "тихоходов" объемами передаваемой информации (видеокамера, видеомагнитофон) разработан другой последовательный интерфейс - FireWire, скорость которого достигает 100 Мб/с и более.



TypeF DMA Buffer Control1(2)


- очень интересная опция "AMI BIOS". Обычный цикл прямого доступа к памяти занимает 8 циклов шины, а в данном режиме - только 3 (что, естественно, намного ускоряет доступ). Однако необходимо согласовать этот параметр с устройствами, использующими каналы DMA, передача данных которым будет ускорена, и убедиться, что такие устройства поддерживают ускоренный режим работы. Каждому из двух таких каналов DMA соответствует свой элемент управления. Впрочем, использование данного параметра существенного ускорения не приносит, так как наибольшее влияние этот параметр оказывает только на накопители на гибких дисках. По умолчанию (для каждой из двух! опций) устанавливается значение "Disabled". Другие возможные значения: "Channel-0", "Channel-1", "Channel-2", "Channel-3", "Channel-5", "Channel-6", "Channel-7".

Установка режима работы каналов DMA, как в режиме F, может быть представлена в несколько ином виде. Опция может называться "DMA Ch N TypeF Transfers", где N - это номера каналов: 0, 1, 2, 3, 5, 6 или 7. Это означает, что таких опций на самом деле 7. При этом для каждой из опций может быть установлено либо "Disabled", либо "Enabled".

Есть еще один вариант представления функции работы каналов DMA в режиме F. Опция называется "



TypeF DMA Transfers #1(#2)"


x "Enabled DMA Channel #1(#2)" предоставляет возможность установки уже конкретного канала: 0, 1, 2, 3, 5, 6, 7 и ... "Disabled".

7.5. Ports

Порт ввода/вывода - соединение с процессором, которое конфигурируется или программируется для обеспечения обмена данными между процессором и внешним устройством. Порт ввода/вывода может быть однонаправленным и двунаправленным.

I/O-адреса (адреса портов ввода/вывода), а точнее сами порты нужны всем компонентам компьютера, там они временно хранят свои данные. Практически любое устройство использует порт ввода/вывода, а чаще всего набор этих портов. За каждым таким портом закреплен специальный адрес, работа с которым осуществляется через специальные команды процессора. Обратившись по одним адресам, можно получить информацию об устройстве, а по другим - изменить его параметры. Возможное число адресов портов ввода/вывода - 65536. Доступное же для использования количество портов значительно меньше.

Адреса

Размер

Назначение

0000 - 000F

16 bytes

PIIX4 - DMA 1

0020 - 0021

2 bytes

PIIX4 - interrupt controller 1

002E - 002F

2 bytes

Super I/O controller configuration registers

0040 - 0043

4 bytes

PIIX4 - Counter/Timer 1

0048 - 004B

4 bytes

PIIX4- Counter/Timer 2

0060

1 byte

Keyboard Controller Byte - Reset IRQ

0061

1 byte

PIIX4 - NMI, Speaker Control

Адреса

Размер

Назначение

0064

1 byte

Keyboard controller, CMD/STAT Byte

0070

bit 7, 1 bit

PIIX4 - enable NMI

0070

bits 0-6, 7 bits

PIIX4 - real time clock, address

0071

1 byte

PIIX4 - real time clock, data

0078

1 byte

Reserved - system board configuration

0079

1 byte

Reserved - system board configuration

0080 - 008F

16 bytes

PIIX4 - DMA page registers

00A0 - 00A1

2 bytes

PIIX4 - interrupt controller 2

00B2 - 00B3

2 bytes

APM control

00C0 - 00DE

31 bytes

PIIX4 - DMA 2

00F0

1 byte

Reset numeric error

0170 - 0177

8 bytes

Secondary IDE channel

01F0 - 01F7

8 bytes

Primary IDE channel

0200 - 0207

8 bytes

Audio/game port

0220 - 022F

16 bytes

Audio (Sound Blaster compatible)

0240 - 024F

16 bytes

Audio (Sound Blaster compatible)

0278 - 027F

8 bytes

LPT2

0290 - 0297

8 bytes

Hardware monitor

02E8 - 02EF

8 bytes

COM4/Video (8514A)

<
Адреса

Размер

Назначение

02F8 - 02FF

8 bytes

COM2

0300 - 0301

2 bytes

MPU-401 (MIDI)

0330 - 0331

2 bytes

MPU-401 (MIDI)

0332 - 0333

2 bytes

MPU-401 (MIDI)

0334 - 0335

2 bytes

MPU-401 (MIDI)

0376

1 byte

Secondary IDE channel command port

0377

1 byte

Floppy channel 2 command

0377

bit 7, 1 bit

Floppy disk change, channel 2

0377

bits 0-6, 7 bits

Secondary IDE channel status port

0378 - 037F

8 bytes

LPT1

0388 - 038D

6 bytes

AdLib (FM synthesizer)

03B4 - 03B5

2 bytes

Video (VGA)

03BA

1 byte

Video (VGA)

03BC - 03BF

4 bytes

LPT3

03C0 - 03CA

11 bytes

Video (VGA)

03CC

1 byte

Video (VGA)

03CE - 03CF

2 bytes

Video (VGA)

03D4 - 03D5

2 bytes

Video (VGA)

03DA

1 byte

Video (VGA)

03E8 - 03EF

8 bytes

COM3

03F0 - 03F5

6 bytes

Floppy Channel 1

Адреса

Размер

Назначение

03F6

1 byte

Primary IDE channel command port

03F7 (Write)

1 byte

Floppy channel 1 command

03F7

bit 7, 1 bit

Floppy disk change channel 1

03F7

bits 0-6, 7 bits

Primary IDE channel status port

03F8 - 03FF

8 bytes

COM1

04D0 - 04D1

2 bytes

Edge/level triggered PIC

0530 - 0537

8 bytes

Windows Sound System

0604 - 060B

8 bytes

Windows Sound System

LPTn + 400h

8 bytes

ECP port, LPTn base address + 400h

0CF8 - 0CFB (*)

4 bytes

PCI configuration address register

0CF9 (**)

1 byte

Turbo and reset control register

0CFC - 0CFF

4 bytes

PCI configuration data register

0E80 - 0E87

8 bytes

Windows Sound System

0F40 - 0F47

8 bytes

Windows Sound System

0FF0 - 0FF7

8 bytes

CS4236B audio control

FF00 - FF07

8 bytes

IDE bus master register

FFA0 - FFA7

8 bytes

Primary bus master IDE registers

FFA8 - FFAF

8 bytes

Secondary bus master IDE registers

007C

bits 4-5, 2 bits

Chassis fan RPM sense selection

·         *  DWORD access only

·         ** Byte access only

7.6. Audio


Typematic Rate (Chars/Sec)


- эта опция позволяет регулировать скорость ввода символов с клавиатуры, но только при включенном состоянии опции "Typematic Rate Setting". С ее помощью устанавливается временная характеристика - количество сигналов повторения нажатой и не отпущенной клавиши за цикл, которое может изменяться от 6 до 30 символов в секунду (в некоторых вариациях BIOS до 60), т.е. задается частота автоматического повторения символов клавиатуры. Установка большего значения позволяла, например, при работе с "MS-DOS" ускорить передвижение курсора. По умолчанию, как правило, устанавливается 6 символов в сек. Опция может иметь нестандартные значения: "Fast" и "Slow".

x



Typematic Rate Delay (msec)


- (задержка повторения в мсек.). Эта опция регулирует вторую временную характеристику - задержку перед автоповтором нажатой клавиши, которая может меняться от 0,25 до 1 сек., т.е. значение задержки от момента нажатия клавиши до начала повторения символа клавиатурой. Значение может быть выбрано из ряда: 250 (по умолчанию), 500, 750 или 1000 мсек. Опция также функционирует только при включенном состоянии опции "Typematic Rate Setting".

Опция также может носить название "Typematic Delay (Msec)".

Ну а теперь остановимся на "Phoenix BIOS". Во многих версиях, достаточно современных, пользователю предоставляется возможность работы в специализированном подменю под названием "



USB controller


опция включения/отключения установленного на материнской плате контроллера USB. Включение USB-контроллера имеет смысл только в случае использования соответствующей периферии. При этом система выделяет специальное прерывание, которое может вызвать конфликт в случае слишком большого количества различных устройств, нуждающихся в собственных ресурсах. Может принимать значения:

"Enabled" - разрешено,

"Disabled" - запрещено (по умолчанию).

Опция также может носить названия: "USB Interface", "Integrated USB Controller", "OnChip USB", "USB Function". Опция может называться и "Legacy USB Support", а значения могут быть следующие: "Disabled", "Enabled" и "Auto" (по умолчанию).

"Phoenix BIOS" содержит опцию с тем же названием ("USB Controller"), иногда - "USB Host Controller".

Через "Legacy USB Support" (или аналогичную опцию) BIOS может эмулировать интерфейс обычной последовательной мыши для программ, которые не могут работать с USB-мышью напрямую.



USB Controller Resume


- включение опции ("Enabled") имеет смысл при включенном USB-контроллере и используемой периферии, например, той же USB-клавиатуре.



USB IRQ


- (прерывание шины USB). Параметр разрешает/запрещает назначение прерывания для контроллера шины USB. Поскольку в системе может не хватать свободного прерывания, разрешать этот параметр следует только при наличии устройства на шине USB. Также были замечены конфликты при одновременном использовании USB-устройств и звуковых карт на чипах "Aureal", и это было связано с распределением прерываний. Так что требуется внимательность. Может принимать значения:

"Enabled" - разрешено,

"Disabled" - запрещено.

Опция может носить название "Assign IRQ For USB" или "Use An IRQ for USB". Для последней опции параметрами были "No" и "Yes".



USB Keyboard Support


- подобная функция, предназначенная в данном случае для поддержки USB-клавиатуры. При использовании такой клавиатуры предварительно должна быть активирована поддержка USB-контроллера. Если же USB-клавиатура отсутствует, то возможная установка опции только "Disabled" (оно же и по умолчанию).

Опция также может называться "USB Keyboard Legacy Support". Смотри дополнительно "USB Keyboard Support Via"(74) в главе "Boot".

"AMI BIOS" также содержит "USB Function", но в некоторых случаях при ее включении активизируются опции, представленные ниже.



USB Legacy Support") разрешает/запрещает распознавание периферии операционной системой.


Video

- установка типа видеоадаптера для первичного системного монитора. Хотя вторичный монитор поддерживается и некоторыми ОС, установки в "BIOS Setup" для него отсутствуют. По умолчанию устанавливается "EGA/VGA". Возможны варианты:

"Mono" (Monochrome) - для монохромных видеоадаптеров,

"Hercules" - также для монохромных видеоадаптеров,

"MDA" - для монохромных видеоадаптеров, поддерживающих только текст,

"CGA 80" (Color Graphics Adapter) - для режима

80 колонок,

"CGA 40" (Color Graphics Adapter) - для режима

40 колонок,

"EGA/VGA" (Enhanced Graphics Adapter/Video Graphics Array) - для EGA-, VGA-, SVGA- и

PGA-адаптеров мониторов. Последний параметр может называться и "VGA/PGA/EGA".

Опция может иметь название и "Primary Display", а для выбора значений могут быть предложены "VGA/EGA", "CGA40x25", "CGA80x25", "Mono" и "Absent". Вариант с отсутствующим дисплеем также может найти применение, как ни странно, например, в специализированных технологических системах. Во всяком случае, автор с такой ситуацией сталкивался.

И еще! В "BIOS Setup" такой тип адаптера также может встретится, а в литературе так уж точно - XGA (eXtended Graphics Array). Такие видеоадаптеры начали выпускаться "IBM" в 1990-м г. для компьютеров с шиной MCA, они поддерживали режим "Bus Master", отличались повышенным разрешением, высококачественной графикой и производительностью.

Необходимо вспомнить и о применении жидкокристаллических дисплеев. Опция может называться "



USB Speed


- далеко не все чипсеты и версии BIOS позволяют пользователю "вмешиваться" в работу USB-шины, в данном случае изменять ее скорость. Возможные параметры: "24 MHz", "48 MHz".

14. VLB(VESA).

Шина

VL-BUS, предложенная ассоциацией

VESA (Video Electronics Standard Association), изначально предназначалась для увеличения быстродействия видеоадаптеров. Первый стандарт шины был принят в 1992 г.

VL-bus - это 32-разрядная системная шина с диапазоном тактовой частоты от 25 до 50 МГц. Правда, стандарт допускал работу шины на частоте до 66 МГц. Стандартно же шина работала на частоте 33 МГц, что позволило достичь максимальной скорости передачи данных по шине около 130 Мб/с. Шина позволила подключать до трех периферийных устройств, в качестве которых наряду с видеоадаптерами могли выступать контроллеры жесткого диска и сетевые карты. Появление шины вызвало лавину разработок и производства карт расширения под VLB-разъемы.

Электрически шина была выполнена в виде расширения локальной шины процессора, большинство входных/выходных сигналов процессора передаются непосредственно VLB-платам без промежуточной буферизации. Из-за этого возрасла нагрузка на выходные каскады процессора, при повышении частоты ухудшалось качество сигналов на шине и т.п. Поэтому VLB имела жесткое ограничение на количество устанавливаемых устройств: при 33 МГц - три, 40 МГц - два, и при 50 МГц - одно, причем желательно - интегриpованное в системную плату.

Шина не получила дальнейшего развития из-за ориентации на устаревающий 486-процессор. Ее жизнь до середины 90-х была продлена тем, что было выпущено огромное количество видеокарт, контроллеров, специально разработанных под шину VLB. Некоторые дополнительные характеристики:

максимальное число "master"-устройств - 3 (не включая контроллер шины),

поддержка DMA обеспечивается только для "master"-устройств,

поддерживается пакетный режим обмена (для материнских плат, поддерживающих этот режим).



Use IRQ12 For Mouse Port


- предварительно имеет смысл ознакомиться с расположенной выше опцией "PS/2 Mouse Function Control"(243). В данной опции значениями параметра служат "No" и "Yes", что абсолютно идентично указанной опции и относится к использованию в системе PS/2-мыши.

7.4. DMA

DMA (Direct Memory Access - "прямой доступ к памяти", или ПДП). Это способ (механизм, технология) обмена данными между внешним устройством и памятью без участия процессора, что может заметно снизить нагрузку на процессор и повысить общую производительность системы. Необходимо сказать, что "прямой доступ к памяти" существовал в электронной вычислительной технике задолго до появления первых ПК. Он осуществляется через DMA-контроллер - специальный чип, получающий первоначальную команду на перенос данных от центрального процессора. Каналы DMA предназначены для передачи массивов информации по 8- или 16-битным шинам одновременно. В отличие от портов ввода/вывода каналы DMA непосредственно не сообщаются с центральным процессором, они работают напрямую с системной памятью. Всего каналов DMA - 8 (от 0 до 7).

Первоначально DMA-контроллер задумывался, прежде всего, для разгрузки CPU от тривиальных задач, например, контроля флоппи- дисководов или жестких дисков (на PC/XT DMA-каналов было 4). Начиная с компьютеров PC/AT передача данных от жестких дисков и к ним стала осуществляться уже не через каналы DMA, а через программируемый ввод/вывод.

Начиная с Intel 80386, процессоры располагают собственным устройством управления памятью (MMU - Memory Management Unit), которое пересчитывает логические адреса в физические. DMA-контроллеры "ничего не знают" о разрядности адресов. Поэтому, чтобы иметь возможность применять DMA вместе с управлением виртуальной памятью, нужно зарезервировать в качестве DMA-буфера какую-то область памяти в первом мегабайте адресного пространства, где логические и физические адреса совпадают. В эту область DMA-контроллер записывает данные, прежде чем они будут скопированы процессором из этого буфера. Эта технология, называемая двойной буферизацией, неэффективна.




Основными "потребителями" каналов DMA являются звуковые карты, CD-ROM-дисководы более ранних выпусков. В обоих случаях скорость передачи не превышает 500 Кб/с. Максимально возможная скорость передачи данных по DMA-каналам (около 2 Мб/с) значительно перекрывает потребности 8-битной звуковой карты. Если же необходимо осуществить быстрый обмен информацией, то в этом случае DMA не используется - процессор берет на себя управление процессом переноса информации, перекрывая все допустимые способности DMA-каналов.

Еще одно замечание. Возможность использования одного IRQ несколькими картами расширения требует поддержки со стороны драйверов и реализуется на уровне конкретного программного продукта. Использование разными картами (или устройствами) одного канала DMA в принципе возможно, но связано со множеством проблем и поэтому не рекомендуется. Простейший пример! При одновременном использовании DMA-канала звуковой картой и портом принтера может возникнуть треск в динамиках или "зависание" воспроизведения звука.

Небольшое уточнение. Цикл DMA начинается с запроса DMA от исполнителя, желающего произвести обмен. После освобождения шины текущим задатчиком (например, процессором) контроллер DMA формирует соответствующий сигнал - "DACK" (DMA Acknowledge - подтверждение ПДП), говорящий о предоставлении канала DMA запросившему его устройству.

DMA-канал

Разрядность

Назначение

0

8

свободен (ранее использовался в PC/XT для обновления памяти

1

8

обычно задействуется под звуковые или сетевые карты

2

8

контроллер floppy-дисководов

3

8

свободен (в PC/XT обеспечивал передачу данных от HD), иногда используется EPP-функцией параллельного порта

4

16

каскадирование для 8-разрядного контроллера (координация между "старым" и "новым" чипами DMA)

5

16

свободен (часто задействуется под 16-разрядные звуковые карты)

6

16

свободен

7

16

свободен


VGA 128k Range Attribute


- во включенном состоянии

("Enabled") к адресам

VGA-памяти (A0000H-BFFFFH) чипсетом могут быть применены свойства, подобные функциям

"CPU-TO-PCI Byte Merge" (111) или

"



VGA Type


- данные этой опции используются BIOS системы, когда затенение включено. Оказывается, важно и то (см. чуть ниже), о какой видеокарте (читай, шине) идет речь. Отсюда и возможные значения: "Standard" ("стандартное затенение" - по умолчанию), "PCI", "ISA/VESA".



Video BIOS Shadowing


- при включении этой опции BIOS видеокарты, как мы уже знаем, будет скопирован в оперативную память, что ускорит обращение к нему. Современные операционные системы обращаются к видеокартам напрямую, минуя BIOS. А вот производительность графики в "старушке" MS-DOS сильно зависит от того, включена ли данная опция. Если при включении теневой памяти не наблюдается какого-либо ускорения работы графических функций, то необходимо проверить соответствие адресов ROM BIOS видеокарты и установленной затеняемой области. Если не используются старые программы, лучше ее отключить, так как, если какое-нибудь приложение обратится к адресам, занятым Video BIOS, возможны сбои.

Опция может называться "Video ROM Shadow C000, 32K", "Video ROM BIOS Shadow", "Video BIOS Shadow" или "Video Shadow".

Некоторые версии BIOS также предлагают "затенение" отдельных областей, и тогда вместо одной, а точнее как дополнение к основной опции, предлагается набор из, например, следующих опций:

"



Video Off In Suspend


- эта опция активирует функцию "Video Off", когда система входит в "Suspend Mode". Возможных вариаций для ответа две: "Yes" и "No".

Функции отключения системы



Video Off Method


- (метод выключения монитора). Устанавливается способ перехода монитора в режим пониженного энергопотребления. Может принимать значения:

"Blank Screen" - система очищает только экран, при этом происходит запись пустых кадров в видеобуфер. Видеокарта же работает в обычном режиме, в обычном режиме работает и монитор, с потреблением полной мощности,

"V/H SYNC+Blank" - параметр устанавливается по умолчанию и выбирается, если в системе имеется монитор с функциями PM. В добавление к очищенному экрану система отключит вертикальный и горизонтальный синхронизирующие сигналы, идущие от видеокарты,

"DPMS Supported". Использование этой опции возможно, если видеоподсистема поддерживает стандарт DPMS. DPMS (Display Power Management Signaling) - стандарт VESA, реализуемый с помощью программных функций операционной системы.

Не совсем аналогична, но все таки подобна приведенной опция "VGA Power Control". Она становится доступной, если предварительно включена опция "Inactive Mode". Опция очистки монитора может иметь следующие значения: "Normal", "DPMS" или "SMART".

Функции перевода в режимы пониженного энергопотребления



Video Off Option


- (установка режима погашения монитора). Опция позволяет установить, при каком режиме энергосбережения на мониторе будет "погашен" экран. Может принимать значения:

"Always On" (всегда включен) - монитор никогда не будет погашен, даже если система будет находиться в одном из режимов,

"Suspend - Off" (погашение при включении режима "Suspend"),

"Susp, Stby - Off" (погашение при включении одного из режимов, "Suspend" или "Standby"),

"All modes - Off" (погашение во всех режимах).

Опция может также называться "Video Off After".



Video Power Down Mode


- данной опцией "AMI BIOS" устанавливается режим консервации (энергопотребления), в который войдет видеоподсистема после окончания установленного периода неактивности монитора. Возможные значения: "Disabled", "Stand By" или "Suspend".

Аналогичная опция может также называться "VESA Video Power Down" (т.е. речь идет о VESA-совместимой видеокарте), а значениями опции являются "Disabled", "Standby" (минимальное понижение энергопотребления), "Suspend" (значительное понижение), "Sleep" (по умолчанию - максимальное понижение). Но опция "VESA Video Power Down" может предложить и более "прозаический" вариант: "Disabled" и "Enabled" (по умоланию). Последнее означает разрешение на перевод видеоподсистемы в режимы "standby" или "suspend".

Тот же "AMI BIOS" может предложить опцию "Green PC Monitor Power State". То, что эти опции идентичны, ясно по значениям последней: "Off", "Stand By", "Suspend".

Детальнее о режиме "Suspend"



Video ROM Shadow C000, 16K"


"Video ROM Shadow C400, 16K"

Еще одно важное замечание, которое не было отображено выше. Современные видеокарты хранят свой BIOS в микросхемах, допускающих перепрограммирование (во Flash BIOS), позволяющем получить доступ на скоpостях, сpавнимых со скоpостью обpащения к ОЗУ. Скоpость обpащения к VGA BIOS опpеделяется также и скоpостью шины (ISA, EISA или VLB). А если речь идет о PCI или AGP? И тогда может оказаться, что необходимости затенять VGA BIOS нет, и при этом появляется возможность освободить 384 кб ОЗУ для других целей. Но все же к VGA BIOS обращения происходят часто, особенно это характерно для игрового ПО. Так что решает проблему каждый пользователь сам и в каждом конкретном случае.

Также необходимо помнить о том, что BIOS интегрированного видеоадаптера располагается, как правило, по адресам системного BIOS.



Virus Protection", "Anti-Virus Protection", "BootSector Virus Protection".


Опция "Virus Warning" содержится и в "Phoenix BIOS", но с несколько другими значениями:

"Enabled" - система останавливается с выводом сообщения при попытке изменения загрузочного сектора,

"Confirm" - изменения вступают в силу автоматически. Это как раз и может потребоваться при инсталляции новой ОС,

"Disabled" - загрузочные сектора не проверяются (по умолчанию).

Wait for <F1> If Any Error

если опция включена, BIOS будет ожидать нажатия клавиши <F1> для продолжения загрузки в случае какой-либо неисправности на стадии тестирования POST, но только в случае нефатальной ошибки. При этом может быть задан перечень аварийных событий, требующих подтверждения пользователя. Если установлено в "Disabled", система выводит предупреждение и продолжает загрузку без ожидания нажатия клавиши. Рекомендуется устанавливать в "Enabled" (или "Yes"). "Disabled" (или "No")может быть рекомендовано для серверных систем, работающих с отсоединенной клавиатурой.

Как видим, данная опция "AMI BIOS" по содержанию и своим действиям очень близка "авардовской" "Halt On".



Wake On LAN


- (пробуждение от сети). При разрешении этого параметра компьютер включается по сигналу от локальной сети. Такое включение возможно только при установке в компьютер сетевой карты, поддерживающей удаленное "пробуждение", а также при включенном состоянии опции "LAN Remote Boot" или ей подобной.

Кроме того, реализация технологии удаленной сетевой активизации/управления (Wake On LAN) напрямую взаимосвязана с новой спецификацией соединителей для источников питания, соответствующей требованиям спецификации ATX 2.01. Согласно этой спецификации разъем питания ATX имеет контакт 5VSB (или STB5V - 5V standby) - "питание в дежурном режиме". По требованиям спецификации устройства в этом режиме должны потреблять не более 10 мА, но для поддержания технологии "Wake On LAN" (т.е. для поддержания в дежурном режиме функционирования сетевого оборудования) производители блоков питания должны обеспечивать в этом режиме не менее 720 мА. Стоит напомнить, что если система находится в режиме "Suspend", то она пробуждается только через активизацию IRQ или DMA. Может принимать значения:

"Enabled" - разрешено,

"Disabled" - запрещено.

Опция может также называться "Resume On LAN", "Wake up on LAN" или, как в "AMI BIOS", "LAN Wake-up".

"Phoenix BIOS" предлагает еще один вариант под названием "On LAN" и со значениями "Stay Off" и "Power On" (по умолчанию). Смысл этих значений уже понятен.

Опция "LAN Wake-up For Addon LAN" (или "LAN Wake-up For Onboard LAN") отличается от уже предложенных разве только тем, что речь идет об интегрированной сетевой карте.

x



Wakeup on Keyboard


Wakeup on Mouse

Wakeup on Modem

Wakeup on COM1

Wakeup on USB

- в некоторых случаях версия BIOS может предложить пользователю поработать с небольшим меню-набором "пробуждающих" опций, в данном варианте "не привязанных" к аппаратным прерываниям. Это также может оказаться удобным для неподготовленных пользователей. Содержание опций понятно. Стоит добавить, что значениями являются "No" и "Yes".

Почти идентичный вариант работы с подменю в некоторых случаях предлагает "AMI BIOS":

Device 0 (Primary master IDE)

Device 1 (Primary slave IDE)

Device 2 (Secondary master IDE)

Device 3 (Secondary slave IDE)

Device 5 (Floppy disk)

Device 6 (Serial port 1)

Device 7 (Serial port 2)

Device 8 (Parallel port)

Значения этих опций следующие: "Monitor" (по умолчанию) и "Ignore". Если установлено "Monitor", то система будет отслеживать выставление запроса от периферийных устройств, т.е. система будет реагировать на аппаратное прерывание. Естественно, что предложенные опции выполняют те же функции, что и разнообразные меню типа "PM Events".

BIOSFaX menu

Это специализированное меню (небольшой раздел), характерное для некоторых версий "Phoenix BIOS", связано с возможностью включения системы от модема. В процессе этого включения любой входящий звонок или факс будут сохранены. Естественно, что дальнейшие возможности работы со звонками или факсами связаны с применяемым прикладным коммуникационным ПО. Важнейшее требование к системе - это реализация возможностей удаленного включения (Remote on).

x Receive Mode

- опция для установки режима приема. Возможные значения:

"Voice and Fax" - любой входящий звонок или факс будут записаны,

"Voice" - только входящий звонок будет записан,

"Fax" - только входящий факс будет записан,

"Disabled" - функционирование модема невозможно при отключении системы (устанавливается по умолчанию).

x Ring Count

- это поле используется для определения, сколько раз будет звучать тональный сигнал при приходе входящего звонка перед ответом модема. Возможные значения: 2, 3, 4, 5, 6, 7 или "Auto" (по умолчанию).

x



Write-Back Merging for PCI to DRAM Writes


- 8-QWord Deep Merging DRAM Write Buffer

Но сразу необходимо отметить, что не все чипсеты содержат в себе такие буфера "слияния". В более современных системах термин "merging" может отсутствовать вовсе, а речь может идти только о буферах "с отложенной записью", о предварительном "пакетировании", т.п.

Вернемся к механизму "слияния". В указанном выше буфере 8- или 16-битные данные "сливаются" до размеров двойного слова (dword - double word, или 32 бита). Возможности накапливать некий объем данных зависят от размеров такого буфера, размер которого может варьироваться. Далее чипсет направляет данные во внутренний буфер PCI-шины в наиболее благоприятный момент.

Ранее любое расширение возможностей для передачи потоковой информации предназначалось прежде всего для повышения производительности трансляции видеоданных. Но потребность в механизме "byte merging" несколько шире. Речь может идти и о "слиянии" последовательных адресов и их данных в одну "PCI-to-memory"-операцию. А в наименовании вынесенной выше опции как раз и содержится поддержка "byte merging" со стороны всей системы.

Возвращаясь к упомянутой "PCI-to-memory"-операции, необходимо отметить значительное повышение производительности с применением "byte merging" для "старых" программных продуктов, осуществлявших циклы записи в видеопамять в виде отдельных байтов. Но такая трансляция, естественно, не поддерживается всеми PCI-графическими картами. И, тем не менее, установка опции в "Enabled" допустима, если при этом не происходит ухудшения видеоряда.

Опция может носить множество различных наименований. "Byte Merging" ("



X 8-bit DMA channel


- выбор 8-битного DMA-канала. Совместимость с "Sound Blaster Pro" превыше всего. Возможны варианты: DMA0, DMA1 (по умолчанию), DMA3.



X 16-bit DMA channel


- выбор 16-битного DMA-канала. Возможны варианты: DMA5 (по умолчанию), DMA6, DMA7.

Основные параметры установлены. Но есть и другие BIOS, а отсюда и разные наименования аналогичных опций:

"



X Base I/O address


- опция установки основного I/O-адреса (адрес порта ввода/вывода). Возможны варианты: "220 - 22F", "240 - 24F", "260 - 26F", "280 - 28F". Тот, кто давно работает со звуковыми картами, тот уже "прикипел" к адресу 220.



X CAS# Latency


- значения "Slow" и "Fast". В других случаях могут быть предложены "цифровые" значения (см. выше).



X Interrupt


- опция установки системного прерывания. Возможные значения: IRQ2, IRQ5, IRQ7, IRQ10. По умолчанию устанавливается IRQ5.



X ISA LFB Base Address


- данная опция не имеет параметров и носит информационный характер. Показывает основной адрес LFB, если установлен размер в предыдущей функции.



X MPU I/O address


- опция установки MPU I/O-адреса (адрес порта ввода/вывода). MPU - MIDI Processing Unit. Звуковые карты должны быть совместимы с интерфейсом MPU-401 фирмы "Roland", так как большинство игр всегда было ориентировано и на этот интерфейс, и на "General MIDI". Возможны варианты: "300 - 301", "330 - 331". В данном случае более привычен адрес 330.



X PnP OS


- достаточно нестандартный и, естественно, нечасто встречающийся вариант. В данном случае подопция активируется, если в основной опции выбрано значение "Use PnP OS". А возможные значения могут быть предложены такие:

"Disabled",

"Other PnP OS",

"Windows 95" (по умолчанию).



X Port 64/60 Emulation


- если опция установлена в "Disabled", USB-клавиатура будет нормально функционировать в различных ОС. Установка в "Enabled" необходима была для работы под "Windows NT", взаимодействующей с некоторым периферийным "железом" иначе, чем другие операционные системы. Тот, кто "сталкивался" с картой адресов портов ввода/вывода (I/O Map), знает, что однобайтовые порты 0060 и 0064 предназначены для контроллера клавиатуры, а точнее для стандартного функционирования через прерывание и командного режима соответственно (смотри дополнительную информацию в разделе "Keyboard").

Функции подключенности встроенного аудио и SCSI-интерфейса выделены в отдельные главу и раздел.

7.2. Функции конфигурирования распределения ресурсов

В 1993 г. "Compaq", "Intel", "Phoenix" и "Microsoft", стремясь сделать ПК еще более интеллектуальными, разработали концепцию "Plug & Play". Основная ее идея заключается в следующем: при загрузке ПК BIOS опрашивает все карты на предмет их потребности в ресурсах и распределяет их так, чтобы при работе ПК не возникали конфликтные ситуации. Общение между картой расширения и BIOS можно обеспечить еще эффективнее при использовании PCI-шины. Так, большинство PnP-карт разработаны только для шины PCI. Все PCI-карты отличаются, кроме того, дополнительными способностями. В отличие от своих ISA-родственников они могут работать с переменными ресурсами и посредством точно определенной идентификационной записи отчетливо заявлять о своих ресурсных потребностях. Соответственно этому BIOS, поддерживающий "Plug & Play", сперва проверяет жестко настроенные ISA-карты, а затем раздает оставшиеся ресурсы PCI-устройствам. В результате формируется список распределения ресурсов ESCD (Extended System Configuration Data), помещаемый BIOS в нечувствительной к отсутствию питания области памяти для того, чтобы при каждом старте иметь возможность сравнения и восстановления последней функционировавшей комбинации.



X RAS# Precharge Timing


- значения "Slow" (соответствует 2 тактам) и "Fast" (соответствует 3 тактам).



X RAS# Timing


- значения "Slow" (tRAS

соответствует 7 тактам, tRC соответствует 10 тактам) и "Fast" (tRAS соответствует 5 тактам, tRC соответствует 8 тактам).



X RAS to CAS


- значения

"Override" (RAS to CAS delay равно

2 тактам) и

"Default" (задержка определяется битом

"CAS# Latency" (196). Опция может называться "RAS-to-CAS Override", а одно из значений (остальные - цифровые) может выглядеть как "by CAS# LT".



X USB KB/Mouse Legacy Support


- с этой опцией уже не должно быть вопросов. Тем более, что некоторые USB-клавиатуры имеют также стандартный порт мыши PS/2, благодаря чему "мышь" может быть подключена непосредственно к клавиатуре.